Меры безопасности при работе
Самостоятельное выполнение ремонта холодильного оборудования в домашних условиях сопряжено с риском. Поэтому следует соблюдать простые правила безопасности:
- Холодильник должен быть выключен при закачке.
- Аппаратура должна иметь заземление, систему аварийного отключения при перепадах напряжения. Исправность следует проверить заранее.
- Необходимо осуществлять проветривание помещения после выпуска остатков хладагента. Хоть газ и безвреден для человека, однако он взрывоопасен.
- Пайка осуществляется по всем правилам пожарной безопасности.
Соблюдение простых правил даст возможность обезопасить себя и окружающих от опасных последствий. Не стоит пренебрегать риском и недооценивать опасность работы с газами под давлением.
Признаки утечки хладагента
Иногда владельцы техники, раньше времени задумываются о замене наполнителя для охлаждения. Некоторые неисправности имеют под собой иную почву при похожих симптомах:
- Если агрегат перестал морозить, то поводом для таких проблем могут послужить неполадки с электропитанием, засор капиллярных каналов, выход из строя конденсатора.
- Наличие луж на полу может свидетельствовать о переполнении емкости для сбора конденсата, разрушении соединительного шланга, засоре в дренажной аппаратуре.
- Когда холодильник включается, но не охлаждает – возможна поломка терморегулятора.
Заметив все признаки одновременно, стоит обратить внимание на температуру конденсатора – если после длительной работы трубки остались холодными, значит существует проблема разгерметизации системы
Причины разгерметизации
Потеря хладагента происходит из-за нарушения герметичности оболочки комплектующих деталей, что проявляется в следующих формах:
- дыры в результате коррозии и ржавчины;
- плохое качество соединений в трубопроводе;
- травмы в результате неправильной транспортировки;
- микротрещины в трубках;
- брак при сборке;
- проколы после разморозки с использованием острых предметов.
Заполнять систему новым хладагентом без ликвидации изъянов не имеет смысла. Некачественные детали потребуется заменить, а отверстия запаять. Не всегда можно визуально определить местонахождение пробоин. Мастера сервисных центров пользуются специальным прибором – течеискателем. Об обнаружении дефекта он сообщает посредством звукового сигнала.
Как заполнить фреоном охлаждающую систему?
Для самостоятельной замены охладительного состава требуются не только знания и навыки, но и специальное оборудование:
- коллектор с манометрами (заправочная гребенка);
- вакуумный компрессор;
- емкость с фреоном.
Перед проведением манипуляций необходимо установить марку хладагента, осмотрев корпус компрессора холодильника, и приобрести нужный состав. Необходимо соблюдать все меры безопасности при работе с взрывоопасными веществами и электрическими приборами:
- Заземление оборудования или наличие специальной площадки с изоляцией.
- Проветривание помещения ввиду недопустимости заполнения комнаты газом.
- Соответствие нормам пожзащиты при пайке стыков.
- Запрет на курение и включение нагревательных приборов.
Заправка холодильника фреоном проходит в несколько этапов. Перед заполнением системы требуется вакуумация. Во время процесса необходимо постоянно следить за показателями давления на манометре и изменением температуры в морозильной камере при помощи специального термометра. После набора необходимого уровня охлаждения, нужна запрессовка трубки и последующий контроль за работой компрессора и терморегулятора.
Процесс заправки холодильника фреоном требует аккуратности, наличия опыта в использовании специального оборудования. В случае неправильных действий может пострадать аппаратура, и нанесен вред здоровью. После обращения в «ЭкономБытСервис», не нужно будет гадать о причине поломки, достаточно сообщить симптомы оператору, и мастер прибудет в удобное для клиента время с полным комплектом для точной диагностики. В кратчайшие сроки будет проведено обследование при помощи современной техники, компания предоставит для замены оригинальные запчасти и качественный хладагент. Специалисты быстро отыщут и устранят повреждения, заполнят систему новым фреоном, соблюдая все меры безопасности и контроля.
Пошаговая инструкция по замене фреона своими руками
Чтобы заправить фреон самостоятельно, нужно выполнить определённый порядок действий.
Шаг 1: Удаление остатков старого хладагента
До начала работ стоит обзавестись набором рожковых ключей, тестером, течеискателем, насосом вакуумного типа, плоскогубцами, термометром, пережимными клещами и всем дополнительным инструментом, который может понадобиться при разборе той или иной разновидности холодильного агрегата. Для пайки потребуется защитный экран, плюс необходимо приобрести клапан Шредера и осушающий фильтр.
Для удаления остатков газа необходимо отыскать фильтр-осушитель, а затем зажать его игольчатым захватом. Далее необходимо проделать в фильтре небольшое отверстие на медной его части. Увы, восстановить работоспособность этого элемента уже не получится, и в дальнейшем он подлежит замене на новый.
На заранее подготовленное место на компрессоре припаивается клапан необходимой длины. Когда остатки хладагента покинут систему, все трубки необходимо продуть азотом. Нужно это для того, чтобы удалить образовавшийся на стенках трубок конденсат. Продувать систему необходимо не менее 12–15 минут, после чего нужно перекрыть вентиль захвата и отрезать фильтр рядом с трубкой.
Шаг 2: Повторная продувка системы и установка фильтра
После перекрытия вентиля систему продувают снова, а затем на место старого устанавливают новый осушительный фильтр. Устанавливать его нужно достаточно быстро: если пройдёт чуть больше 15 минут, система уже будет нуждаться в повторной продувке.
Этапы работы
Работа по заправке хладагента достаточно сложная, и следует точно знать ее этапы.
- Найти и точно определить место утечки;
- Изолировать утечку;
- Заменить фильтр-осушителя;
- Проверить герметичность;
- Провести вакуумирование;
- Заполнить систему;
- Проверить качество выполненной работы.
Подготовка
Проведите диагностику: тщательно осмотрите холодильный шкаф. Некоторые виды утечки можно определить по внешним признакам: вздутие, ржавчина, подтеки на трубках. Если визуально это сделать тяжело, то воспользуйтесь искателем четей. Оцените, сможете ли вы самостоятельно устранить повреждения (особенно если утечка в запененной области) или все же придется прибегнуть к помощи специалиста.
Удаление остатков хладагента
Соблюдая меры безопасности, стравите остатки газа. С помощью игольчатого захвата зажмите фильтр-осушитель и сделайте прокол в месте, где виден участок меди. Трубку можно вывести в форточку, чтобы обезопасить себя. Не забывайте, что он взрывоопасен и очень вреден для здоровья.
После устранения протечки и удаления остатка газа замените фильтр-осушитель — это позволит обезопасить систему от проникновения влаги. Его просто срезают и припаивают новый.
Проверьте герметичность охлаждающего контура: постоянно следя за манометром, нагнетайте азот — это позволит определить, насколько хорошо удерживается давление в системе. После этого стравите газ и проведите вакуумирование, чтобы устранить воздух и остатки влаги. Для этого подключите насос к клапану Шредера. Давление в нем должно быть не меньше 6 Атм.
Закачка фреона своими руками
Подберите газ, подходящий к вашему бытовому прибору. Самые распространенные и широко используемые 6 марок — R 600 a, R 134 a, R 12, R 22, R 407 C, R 410 A. Марку и дозировку можно узнать в паспорте технического обслуживания.
Чтобы заправить фреон при его нехватке, необходимо:
- Перекрыть все краны заправочной станции;
- Левый патрубок вакуум-насосной станции установить на клапан Шредера, правый — к насосу, а средний — на баллон с газом;
- Открыть кран перезаправочной станции и включить насос — добиться падения давления до минимума;
- Перекрыть правый вентиль и открыть заправочный до достижения полного объема;
- Включить холодильник и проверить давление;
- Пережать трубу компрессора и запаять концы;
Подготовка к ремонту
Перед починкой прибора необходимо выполнить несколько действий, которые обеспечат безопасность и помогут избежать проблем:
- Прочитать инструкцию к холодильнику. Каждая модель требует особого подхода. Это касается марки и количества фреона.
- Отключить электропитание холодильника.
- Отключить электронагревательные приборы в помещении. Фреон — взрывоопасный газ. По этой же причине во время работ нельзя курить и разжигать огонь (например, пользоваться газовой плитой).
- Обеспечить проветривание помещения во избежание взрывоопасных концентраций газа в воздухе.
- Обеспечить заземление всей используемой техники.
Срабатывание пускозащитного реле холодильника
При функционировании домашнего холодильника присутствует вариант, когда ПЗР срабатывает учащенно (многократно). Режим работы холодильного оборудования в таком случае внезапно нарушается, что выражено следующими явлениями:
- оттаивание испарительного элемента;
- возрастание температурных значений в камерах;
- сбои нормального производства холода.
При учащенном срабатывании пуско-защитного реле ротор не способен успевать набирать обороты и обмотки, которые находятся под действием большого пускового электротока, перегреваются. В таком варианте срабатывание ПЗР выступает сигналом образовавшегося сбоя функционирования и при отсутствии своевременно предпринятых мер может происходить выход из строя электродвигателя-компрессора.
Между стенкой испарителя и трубкой сильфона обязана присутствовать неметаллическая прокладка, которая снижает степень охлаждения второго указанного компонента. При нормальных показателях температуры трубки сильфона число запусков электродвигателя-компрессора не повышается. Как такую прокладку возможно применить листовой текстолит или полистирол. В целях снижения числа циклов увеличивают толщину описываемой прокладки.
Когда замена прокладки произведена, проверяют продолжительность нескольких циклов и на основании полученных сведений определяют число запусков за 60 минут. Это число обязано быть ниже или равно 8 штукам, что выступает показателем верного функционирования бытового холодильника.
Можно ли в домашних условиях осуществить заправку?
Самостоятельно такую процедуру вполне реально осуществлять, но только по строгой инструкции и с соблюдением определённых правил. Перед заправкой фреона своими руками, вспомните технику безопасности
Важно понимать, что вся охлаждающая система под сильным давлением. При неловком обращении можно получить травму
Для начала необходимо определить марку хладагента, что можно сделать, прочитав информацию на компрессоре. Там же будет указано и точное количество вещества, которое нужно будет использовать. Перед началом работ следует собрать всё необходимое: баллон с фреоном, шланги с вентилями, специальный коллектор.
Инструкция
В самом начале нужно позаботиться о своей же безопасности — холодильник в обязательном порядке должен быть отключён от сети. Теперь следует приступить к следующему этапу, на котором нужно вычистить из системы старый хладагент. Для этого находим фильтр-осушитель и умышленно повреждаем его, делаем отверстие. Таким образом мы «сольём» отработанное вещество, но сам фильтр придётся потом поменять. После успешной очистки необходимо продуть все трубочки азотом. Чтобы закачать газ, потребуется клапан Шредера.
Продувать систему необходимо дважды, по 15 минут каждый раз. После заменяем испорченный фильтр новым. Приступая к заправке, нужно запастись специальной заправочной станцией. На ней расположено два манометра, но ориентироваться мы будем исключительно на синий, если речь идёт об обычном кухонном холодильнике
Теперь обращаем внимание на шланги трёх цветов:
- Жёлтый подключают к баллону.
- Синий — к патрубку, подающему фреон в систему. Тут потребуется специальный штуцер.
- Красный — устанавливают на противоположном конце системы. Тут присоединяем клапан Шредера.
Следующим этапом открываем вентили на синем и красном шланге, потом открывают кран на самом баллоне и осуществляют заправку. Тщательно следим за показателями манометра — когда стрелка покажет 0,5 атмосфер, можно закрывать подачу.
Чтобы удалить лишние пузырьки воздуха из системы, переходят к следующей процедуре. Подают питание на компрессор на полминуты, а на жёлтый шланг «сажают» насос
Важно оставить маленький промежуток между коллектором и шлангом. Делается это для вытеснения лишнего воздуха во время поступления фреона
Жёлтый шланг крепко устанавливается на коллекторе. Теперь открываем синий кран и повторяем подкачку хладагентом.
Теперь ещё раз подключают компрессор и следят за давлением, что необходимо для понимания, как работает система. Когда давление никак не скачет, патрубки перегибают и запаивают.
Способы заправки кондиционера
Заправку кондиционеров фреоном рекомендуют производить не реже, чем раз в 1.5-2 года. За это время происходит естественная утечка значительной части хладагента, которую необходимо восполнить. Эксплуатация охладителей без дозаправки в течение 2 лет и более может привести к поломке устройства из-за перегрева и износа деталей, а также утечки масла.
Дозаправкой устройств кондиционирования занимаются специализированные службы. Однако если есть необходимые инструменты, эту процедуру можно провести самостоятельно.
Новичок может сделать эту процедуру двумя способами:
- По давлению. Чтобы узнать количество фреона, нужно посмотреть в инструкцию кондиционера — там будет указан уровень давления в системе. Затем необходимо присоединить к устройству коллектор — он покажет реальный уровень давления в охладителе. Путём вычитания полученной величины из параметров, указанных в документах, несложно узнать необходимое количество вещества для дозаправки.
- По массе. При полной заправке кондиционера, можно узнать необходимый объем по массе. Для этого также нужно обратиться к документации. При заполнении устройства фреоном, баллон с хладагентом для кондиционера ставится на точные весы. В процессе перекачивания, нужно внимательно следить за весом баллона и при восполнении недостатка вещества, сразу отключать систему.
Заправка кондиционера: алгоритм действий
Перед тем как заправить систему кондиционирования фреоном, нужно подобрать необходимые инструменты и материалы. Для этого потребуется манометр, баллон с фреоном, вакуумный насос, а также весы, по которым будет определяться объем хладагента в кондиционере.
Алгоритм действий при заправке кондиционера:
Сначала нужно отключить охладитель от электричества и определить необходимое для заправки количество фреона по весу или давлению в системе.
А также нужно «продуть» трубки с помощью азота, чтобы удалить из системы лишние примеси и убедиться в герметичности системы
Это важно сделать в том случае, если существует подозрение на утечку хладагента из-за повреждения системы.
Затем нужно закрыть трехходовой клапан по часовой стрелке.
Чтобы определить уровень давления и совершить дозаправку, нужно присоединить к штуцеру манометрический коллектор.
После этого трехходовой клапан снова открывается, к коллектору присоединяется баллон с хладагентом и перекачивается в систему.
Сравнительная таблица хладагентов
Ранее при производстве холодильных установок использовали аммиак, как хладагент. Однако это вещество губительно влияет на экологию и разрушает озоновый слой, а в больших количествах может создавать проблемы со здоровьем у людей. Поэтому учёные и производители начали разрабатывать другие виды охлаждающих веществ.
Современные виды хладагентов безопасны для экологии и людей. Они представляют собой различные типы фреонов. Фреон — это вещество, которое содержит фтор и насыщенные углеводороды, отвечающее за теплообмен. На сегодняшний день существует более сорока видов таких веществ.
Фреоны активно используются в бытовых и промышленных приборах, работающих на охлаждение воздуха и жидкостей:
- В качестве хладагента в холодильнике.
- Для охлаждения морозильной камеры.
- Как хладагенты для сумок-холодильников.
- Для охлаждения воздуха в кондиционере.
Таблица свойств позволяет выбрать оптимальный вид хладагента. Она отражает основные свойства фреонов: температуру кипения, теплоту парообразования, плотность.
При заправке кондиционера могут понадобиться и сравнительные таблицы фреонов. Они определяют вещества, которыми можно заменить тот или иной хладагент, если его не удалось найти в продаже. Ниже представлена упрощённая версия такой таблицы с наиболее распространёнными типами охладителей.
ХФУ – хлорфторуглероды, ГХФУ – гидрохлорфторуглероды, ГФУ – гидрофторуглероды
Автомобильный газовый холодильник
Техника данного класса очень удобна не только в условиях дачного домика или отдыха на природе вдали от электричества. Данное решение является актуальным для водителей-дальнобойщиков. Они находятся в пути достаточно долго, и им необходимо сохранять продукты свежими.
Именно для дальнобойщиков и других водителей создан автомобильный вариант. Среди преимуществ такого мобильного решения – полное отсутствие необходимости в электричестве. Это помогает сберечь заряд аккумулятора. Для работы необходим только баллон пропана. Расход газа очень низкий, сама работа холодильника полностью беззвучна. Это позволяет эксплуатировать оборудование не только в авто, но и в других местах, где нужна тишина. Можно взять такой холодильник даже в поход. Недостаток у этого класса агрегатов только один – они не могут выдавать такую же мощность, как их старшие братья. Они отличаются более низкой производительностью. Здесь сказываются компактные размеры и мобильность – это походный вариант. Впервые абсорбционные холодильники появились лишь в конце прошлого столетия, но они сразу вызвали положительные отзывы всех тех, кто ими пользовался. Несмотря на то что некоторым кажется небезопасной эксплуатация такого газового оборудования, многие с радостью пользуются всеми преимуществами агрегатов.
Существует большое количество холодильников для автомобилей, но одни работают от электричества, другие шумят, третьи отличаются слабой эффективностью. Холодильник на газу лишен всех этих недостатков.
Несколько важных нюансов
Прежде чем начинать работы, необходимо изучить техпаспорт кондиционера и инструкцию, которая к нему прилагается
Если эти документы утеряны, обязательно следует обратить внимание на металлический шильд, закрепленный на наружном блоке
Основные технические характеристики любой сплит-системы продублированы на металлическом шильде, закрепленном на боковой стенке наружного блока устройства
На этой металлической пластине обычно имеются все основные сведения по этой конкретной модели. Здесь можно узнать, какая именно марка фреона использована для заправки контура, каким должно быть давление в нем, сколько граммов хладагента нужно закачать в систему и т.д.
Следует помнить, что номинальное давление в контуре зависит от марки хладагента, а также от температуры окружающего воздуха. Если на улице слишком холодно или жарко, а замеры проводятся по манометру, необходимо сделать поправку. Данные об изменении давления можно найти в справочниках.
При тестировании кондиционера после заправки нужно включать только режим охлаждения. Если случайно запустить обогрев, можно залить компрессор и полностью сломать сплит-систему.
Порядок выполнения работ по замене фреона (пошагово)
Если выявлена утечка, то собираются необходимые инструменты, покупается хладагент, обеспечивается безопасность работ.
Замена или дозаправка фреона проводится в соответствии с инструкцией:
Удаление старого хладагента
Первым делом в системе отыскивается и зажимается фильтр-осушитель. На нем делается отверстие. Впоследствии используется новый элемент взамен использованного.
Определяется место для пайки клапана. Рекомендуется его сразу припаять.
Как только весь фреон вытечет из системы, с помощью азота продуваются трубки. Это обеспечит вывод влаги (если она там присутствует).
Монтируется клапан Шредера. Его использование исключает отток хладагента в обратном направлении.
Продув системы
Он проводится в течение 10-15 минут. После завершения продува закрывается вентиль. Обрезается фильтр. Проводится повторный продув контура. По его завершении устанавливается фильтр-осушитель. Данная процедура должна быть проведена достаточно быстро (за 15 минут после продува). Не допускается оставление холодильного контура в открытом состоянии в течение длительного времени.
Заправка хладагентом
Потребуются манометры или заправочная станция, которая состоит из 2 датчиков с вентилями и 3 шлангов. Они обеспечат контроль за давлением.
Манометр красного цвета служит для измерения давления нагнетания. Манометр синего цвета точно определит давление всасывания. Один шланг окрашен в красный цвет, второй — в синий, третий — в желтый. Красный и синий шланги подключаются к устройствам аналогичного цвета. Жёлтый шланг располагается посередине.
Все вентили на шлангах перекрываются. Желтый шланг соединяется с баллоном, содержащим фреон. Синий шланг крепится к трубке, через которую в систему будет подаваться фреон. Красный шланг устанавливается на другом конце и соединяется с клапаном Шредера.
После того, как все устройства подключены, открываются вентили на шлангах красного и синего цвета. В последнюю очередь открывается запорный кран на желтом шланге. Ведется постоянный контроль за показаниями датчиков. Как только давление достигнет 0,5 атмосферы, вентили перекрываются.
В течение 30 секунд на компрессор подается питание. Шланг желтого цвета соединяется с вакуумным насосом. Время его работы — 10 минут, в течение которых он выдавит воздух и посторонние газы, накопившиеся в системе. После его отключения к шлангу вновь подключается баллон с хладагентом.
Открывается вентиль на синем шланге, и заправка продолжается. К питанию снова подключается компрессор. Ведется контроль за показаниями манометров. Это требуется для того, чтобы убедиться в корректной работе системы. Если все функционирует в штатном режиме, то патрубки нужно перегнуть и запаять.
Сервисный патрубок не стоит запаивать до первого запуска компрессора. Контролируются показания синего манометра. Его стрелка должна находиться около нуля. Если после запуска не возникло никаких проблем, запаивается сервисный патрубок. Проводится проверка герметичности контура с помощью визуального осмотра и мыльного раствора.
Как обнаружить утечку: признаки неисправности
Чтобы понять, нужна ли замена фреона в холодильнике, придется точно диагностировать причину поломки. Обычно это под силу специалисту, оснащённому необходимым диагностическим инструментарием. Но техника может подавать ряд «сигналов», заметив которые, можно и самостоятельно определить, что в системе возникла утечка хладагента:
- Холодильник слишком слабо охлаждает и морозит. Это характерно при утечке газа на ранних стадиях. В целом техника в рабочем режиме, но температура в камерах может быть выше заданных пользователем значений. Если модель с двумя компрессорами, то проблемы будут с одним из отсеков, с одним — плохо охлаждать будут сразу две камеры.
- Длительный цикл работы мотора-компрессора, практически без пауз. Такое поведение связано с тем, что при утечке в системе снижается давление, а мотор пытается компенсировать повышенную температуру в камерах длительной работой.
- В камерах тепло, компрессор не работает. Проработав на остатках фреона, техника останавливается по причине полного испарения газа. Если мотор уже не запускается, запасы хладагента иссякли, и требуется повторная заправка.
- Аварийный звук или индикация. Практически в каждой модели современного холодильника предусмотрено срабатывание аварийной сигнализации при повышении температуры в одной из камер. На корпусе есть красная (реже — желтая) лампочка, которая может постоянно гореть или мигать. К тому же, мигание может сопровождаться звуком. Электронные модели могут реагировать на утечку бесшумно, отображая на электронном табло код ошибки.
- Внешние признаки. Если с заморозкой и охлаждением все в порядке, осмотрите внутренние стенки камер — возможно, на них выросла «шуба» из снега или льда в районе испарителя (в этом случае утечку стоит искать в испарителе). По периметру дверцы обнаружены ржавые подтеки? Скорее всего, место утечки — «теплый» контур. При вздутии стенки корпуса обнаружить место утечки еще проще — скорее всего, она под раздутым участком.
В каком бы месте ни была обнаружена утечка, провести ремонт самостоятельно невозможно. Понадобится специальный инструментарий и профессиональное оборудование для замены. К тому же, как и при любой работе с «холодным» контуром, понадобится замена фильтра-осушителя — без пайки тут не обойтись. Доверьте работу профессионалу, чтобы избежать проблем после самостоятельного вмешательства.
Как установить место утечки фреона
Фреон — газ без цвета и запаха, обнаружить его утечку сложно. Осмотрите места пайки и внешние трубки на предмет микротрещин, изломов, потертостей — часто причина утечки, повреждения трубок испарителя, в результате «ускоренной отайки» с помощью ножа или другого острого предмета.
Если есть возможность, используйте течеискатель, предварительно заполнив систему фреоном. Если нет течеискателя и обнаружить место утечки визуальным осмотром не удалось, нужно сделать опрессовку системы. Опрессовка — диагностическое заполнение газом или воздухом системы с последующим контролем давления.
Необходимость проведения работы
При покупке нового оборудования оно не нуждается в закачке фреоном, поскольку это делается заводом-изготовителем. При ремонте хладагент перекачивается во внешний модуль. Главное, делать это аккуратно и не допускать его утечки. Другое дело чистка, которая проводится в плановом порядке.
Заправка фреоном кондиционеров ведется в следующих случаях:
- если в процессе монтажа или переносе на новое место была допущена его утечка;
- после отключения магистралей для последующего ремонта;
- после утечки фреона в результате нарушения герметичности.
Согласно рекомендациям фирм, заправку кондиционера фреоном следует делать раз 1 год. Практика показывает, что в такой частоте необходимости нет. Достаточно проводить процедуру с периодичностью 4-5 лет. Связано это с высоким качеством стыковых соединений. Если же утечка произошла, производится разборка аппарата и поиск мест неисправностей.
Существуют признаки, указывающие на недостаток в системе фреона:
- из-за снижения эффективности работы оборудования внутренний блок начинает гнать теплый воздух;
- компрессор выходит на безостановочную работу с максимальной нагрузкой;
- на дисплее выводится ошибка;
- сервисный порт внешнего блока с поступающим к нему жидкостью покрывается льдом;
- обмерзает испаритель внутреннего блока.
Рекомендуем ознакомиться: Кондиционер с притоком свежего воздуха
Причины утечки хладгента
Если говорить коротко, то причина утечки фреона – это нарушение герметичности холодильного контура. Но причины возникновения такой ситуации могут быть очень разными. Случайное механическое воздействие, оказанное на элементы холодильного контура или на компрессор, могут стать причиной такой неисправности.
Поломка компрессора практически неизбежно вызывает необходимость заливки фреона. Даже если хладагент при этом останется в контуре, его все равно придется заправлять при замене неисправного элемента. Низкое качество капилляров, по которым перемещается фреон, или их износ также часто вызывает разгерметизацию системы.
Если места соединения отдельных элементов холодильного контура смонтированы неправильно, со временем они могут ослабнуть, хладагент будет вытекать через появившиеся щели.
Если загрязнение капиллярных трубок произошло из-за замерзания попавшей внутрь контура влаги, прочистить их не сложно. Но иногда такой засор происходит в результате накопления загрязнений от частичек выгоревшего машинного масла. Фильтр-осушитель эти вещества не улавливает, они постепенно накапливаются внутри узких трубочек и образуют препятствие для свободной циркуляции хладагента.
Хотя утечка фреона в такой ситуации не наблюдается, чтобы нормализовать работу системы, придется вскрыть холодильный контур.
После прочистки капилляров придется восстановить его герметичность, а затем ввести в систему новый хладагент взамен утраченного.
Перед началом работ по заправке следует выявить причину утечки и устранить ее. Для этого нужно осмотреть контур, чтобы понять, где именно это происходит.
Если осмотр результатов не дал, можно воспользоваться мыльным раствором. В систему при этом подается воздух под небольшим давлением.
Мыльный раствор наносят на поверхность трубок, места соединений и т.п. Он будет пузыриться в местах протечек. Обрабатывать таким образом весь контур нецелесообразно и небезопасно.
Проще будет сначала проверить самые слабые и подозрительные области: места соединений, а также участки, где имеются следы загрязнения техническими маслами.
Если мыльный раствор не дал результатов, для определения места утечки хладагента следует использовать течеискатель или пригласить опытного мастера. Это не универсальный инструмент, конкретный прибор обычно настроен реагировать только на определенную марку хладагента.
Его можно использовать для выявления мест утечки не только перед их устранением, но и после окончания заправки контура, чтобы убедиться в достаточно высоком качестве выполненных операций.
Если этого не сделать, можно упустить какой-нибудь недочет. Некачественный ремонт проявится примерно через две недели, все работы придется выполнять заново.
Кроме устранения протечек не помешает также проверить функционирование других элементов системы. Недостаточное количество фреона нередко приводит к повышенному износу отдельных деталей. Если не устранить причины, которые вызывают нарушение герметичности, очень скоро придется снова приступать к ремонту, закачивать хладагент и т.д.
Какую роль в работе холодильника выполняет фреон
Процедура заправки холодильника фреоном затруднительна в том плане, что для выполнения этой работы требуется иметь в первую очередь специализированное оборудование. Не говоря о том, что придется раздобыть и сам хладагент определенной марки, так как вещество производится разное. Универсального средства, чтобы подходило для всех видов холодильной аппаратуры, нет.
ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Перед тем как приступать к ремонту, необходимо четко разобраться, что же такое этот фреон и для чего он применяется. Он представляет собой специальный газ, который хорошо сжимается и также быстро расширяется, тем самым накапливая в себе холод или тепло. Именно свойство хорошей компрессии сделало его эффективным и одним из лучших теплообменных веществ, получившим повсеместное применение.
Решая самостоятельно отремонтировать компрессор холодильника с последующей заправкой в домашних условиях, необходимо знать о многообразии типов и разновидностей теплоносителей. Фреонами называется не конкретный газ с единой химической формулой. Слово описывает целую совокупность химических веществ со схожими свойствами. Вещество это может иметь два атомарных состояния: газ и жидкость. Его отличительной чертой является отсутствие цвета и запаха, то есть, фактически, вы не заметите утечку, если она имела место. Все же из системы в месте разрыва вытекает некая жидкость, которая обладает запахом. Им ее наделяет специальное масло, которое циркулирует вместе с газом. Оно служит для смазывания всех компонентов системы, исключая образование коррозии и иных видов порчи.
Существует как минимум 16 разновидностей фреонов, которые, в свою очередь, можно разделить на 2 категории: хорошо растворимые в неполярных растворах и плохо в воде и неполярных растворителях. В бытовых холодильниках используется хладон R-134a (тетрафторэтан). Он изготовлен на фторуглеродводородной основе, поэтому при попадании в окружающую среду не вызывает никаких негативных реакций в виде истощения озонового слоя или вреда для здоровья человека. Все-таки пить его крайне не рекомендуется, потому что он вызовет непредсказуемые реакции в организме.
ВАЖНО!
Применение именно этого вещества в качестве хладагента обусловлено его сверхнизкой температурой кипения. Он начинает испаряться уже при -26,3 градуса по Цельсию. Благодаря этому свойству, он легко сжимается и быстро расширяется, перемещая тепло из рабочей зоны на радиатор. Чтобы не ошибиться с типом используемого фреона, следует предварительно изучить ярлычок на компрессоре. На нем каждый производитель указывает всю необходимую информацию.
Частые вопросы пользователей холодильников, работающих на фреоне
Как пахнет и выглядит фреон в холодильнике? Это вещество не имеет цвета и четко выраженного запаха. Так как большую часть времени он пребывает в газообразном состоянии, заметить утечку вещества можно лишь по степени работоспособности рефрижератора.
Опасен ли хладагент для человека? Современные фреоны не ядовиты и безопасны для человека и окружающей среды. В холодильнике находится очень малое количество вещества
Однако нужно проявлять осторожность в обращении с газовым баллоном– здесь он находится в больших количествах и под давлением. Не стоит помещать его близ воспламеняющихся предметов, кидать и заносить с мороза в теплое помещение.
Удаляем остатки хладагента
Перед заправкой потребуется полностью удалить оставшийся фреон из системы. Необходимо найти фильтр-осушитель – находится обычно в непосредственной близости от компрессора. При помощи игольчатого захвата проделывается дыра в медном участке элемента. После проведения работ потребуется поставить новую запчасть взамен испорченной.
Следующий шаг – распайка контура и подготовка места для установки клапана. Для этого он вынимается из штуцера, обрезается лишняя длина, затем припаивается на компрессор. После удаления остатков фреона, необходимо продуть систему при помощи подачи азота.
Обратите внимание! Давление подачи азота не должно превышать 6 Атмосфер. Если на баллоне указано иное значение, используется редуктор для снижения данного показателя
При заправке особое внимание нужно уделять на значение давления подачи азота. Продувка осуществляется в течение 10-15 минут для достижения необходимого эффекта
После клапан на игольчатом захвате закрывается и обрезается фильтр. Затем процедура продувки повторяется. Лишь после этого устанавливается новый элемент
Продувка осуществляется в течение 10-15 минут для достижения необходимого эффекта. После клапан на игольчатом захвате закрывается и обрезается фильтр. Затем процедура продувки повторяется. Лишь после этого устанавливается новый элемент.
Не стоит надолго оставлять систему в открытом состоянии. От долгого пребывания без вакуума контур может получить внутренние повреждения, после чего потребуется полная замена.