График питьевого режима в детском саду
Разработка питьевого режима должна происходить в соответствии с СанПин 2.4.1. 3049–13
- Вода в ДОУ должна всегда быть в свободном доступе для детей(няня кипятит воду 2 раза в день, потом раздаёт детям в стаканчиках, срок хранения кипячёной воды 3 часа, если в группе бутилированная вода либо кулеры с водой, то срок хранения не должен превышать указанного сна этикетке после вскрытия), норма строго не определена, но на 1 кг приходится 80 мл воды; Находясь в течение дня в детском саду малыш должен выпить около 70% суточной нормы;
- 18–20°С — норма температуры воды, которую потребляет ребёнок;
- На раздаточном столе должно находиться 2 подноса: 1 для ещё не использованных кружек, второй для использованных;
- Вода кипятится в отведённой для этого тары, которая обрабатывается ежедневно после ухода всех детей;
- В жаркое время года детям следует потреблять воду также при нахождении на свежем воздухе;
- Воспитателя и их помощники являются ответственными за потребление воды детьми;
- Педагогам всегда следует следить за тем, чтобы была кипячёная вода в группе.
График выдачи воды из пищеблока(4 раза в день): | |
Когда выдаётся | Кем выдаётся |
7.20 – 7.30 час, | мл. воспитателем |
10.00 – 11.00 час. | мл. воспитателем |
13.00 — 13.20 час., | мл. воспитателем |
15.00 — 16.00 час. | мл. воспитателем |
Порядок проведения контроля
Контроль над процессом питания начинается еще на этапе заключения договора с поставщиком продуктов.
Выбор поставщика осуществляется посредством проведение тендера. Любой поставщик, желающий принять в нем участие, обязан представить документы о продукции, при этом они должны содержать сведения не только касаемо стоимости поставки, но процесс приготовления продукции, сертификаты её качества.
После того, как договор о поставки продукции заключен, контроль над организацией питания осуществляется непосредственно в дошкольном учреждении ежедневно.
Субъектамитакого контроля являются:
- Руководитель детского сада;Медицинский работник учреждения;Комиссия, состоящая из родителей.
Руководитель и медицинский работникпроверяют сроки годности поставленных продуктов, сертификаты качества, маркировку и другие требования, которым должны соответствовать продукты, поставляемые в ДОУ.
Комиссия, состоящая из родителей, может также участвовать в проверке качества приготовленной пищи.
Для того чтобы попасть в такую комиссию, родителям следует написать заявление на имя руководителя. Также необходимо иметь санитарную книжку для того, чтобы иметь возможность попасть на кухню.
Помимо внутреннего контроля, за процессом питания в дошкольном учреждении осуществляется внешний контроль. Его субъектом является Роспортебнадзор.
Им осуществляется проверка соответствиявсем нормам:
- Санитарного состояния пищеблоков;Рациона питания, разрабатываемого в учреждении;Качества и безопасности используемой пищи.
При выявлении нарушений требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами, сотрудниками Роспотребнадзора могут быть составлены протоколыо привлечении к административной ответственности руководства и наложение штрафа, также допускается приостановление деятельности дошкольного учреждения.
О проведении родительского контроля в ДОУ смотрите в следующем видеосюжете:
https://youtube.com/watch?v=p4cf7Aw-xi0rel%3D0%26amp%3Bcontrols%3D0%26amp%3Bshowinfo%3D0
- cleverkids.com.ua
- mama.ua
- posobie-help.ru
Требования к сервировке для средней группы
В этом возрасте дети уже умеют пользоваться вилками, поэтому их стоит добавить на стол. К тому же, можно отказываться от использования детских тарелок — на смену им должны прийти настоящие супницы.
Чуть выше мы показали вам пример оформления стола на четверых человек.
Для малышей это действительно самая разумная рассадка: никто не мешает друг другу.
В группах постарше это уже не обязательно. Поэтому в качестве примера пошаговой сервировки для детского сада мы покажем, как следует действовать для стола в 6-8 человек.
- 1. В первую очередь необходимо поставить хлебницу, накрытую полотняной салфеткой. Рядом с ней — салфетницу. Убедитесь, что их достаточно — на каждый стол нужна своя.
- 2. На полотняные салфетки необходимо разместить тарелки (если это обед — снизу плоская, сверху супница), положить справа вилку и ложку. В этом возрасте детям уже можно давать обычные столовые приборы. А вот с ножами лучше обождать до подготовительной группы — слишком велик риск травмы.
- 3. Расставьте стаканы или чашки. Если подаются горячие напитки, лучше налить их заранее, чтобы дети не обожглись.
- 4. Помните, что суп необходимо разливать непосредственно перед обедом, а горячие блюда подавать по мере съедания первого, так как остывшая еда менее полезна для детей.
Соблюдение правильной последовательности сервировки поможет вам поддерживать порядок в группе.
Кстати, в этом возрасте дети могут начинать дежурить в столовой — разносить салфетки и столовые приборы. Если вы не хотите, чтобы малыши запутались, лучше предложить им наглядную схему.
Мы нашли для вас фото с примером сервировки стола по санпину в 2019 году — стандарт, которого необходимо придерживаться в хорошем детском саду.
Разумеется, это рекомендация, которая может незначительно варьироваться в ту или иную сторону. Однако общие правила, такие как техника гигиены и соблюдения столового этикета обязательны.
Как видите, обед подается в два этапа — второе принесут, только когда дети доедят борщ. Однако чай уже стоит на столе: это связано с привычкой многих малышей запивать даже жидкие блюда.
Отдельное внимание нужно обратить на декорирование: флажки, красивая скатерть, фигурные салфетки. Это помогает акцентировать внимание на столе
В вопросах декора можно проявить фантазию — подробнее об этом читайте чуть ниже.
Общие рекомендации
Несмотря на меньшее количество посуды (вряд ли детям понадобятся столовые приборы для омаров или бокалы для вина), накрыть стол в детском саду правильно подчас сложнее, чем устроить званый ужин.
Мы собрали основные правила, которые помогут избежать травм и привьют малышам хороший вкус.
1. Каким бы не был соблазн взять пластиковую посуду, от нее лучше отказаться. Она слишком легкая и не поможет детям развить координацию.
2. Убедитесь, что все предметы целые: тарелки и чашки без сколов, вилки, ложки и ножи — не погнуты. В противном случае ребенок может получить травму или испугаться, если емкость с горячим содержимым треснет у него в руках.
3. Избегайте разнобоя: столы должны быть сервированы одинаково. Это способствует воспитанию вкуса у детей. К тому же, так вы предотвратите конфликты.
4
Обращайте внимание на эстетику — из красивой посуды есть приятнее.
Существует определенный алгоритм сервировки стола, который может незначительно меняться, в зависимости от возрастного состава группы.
Как видите, ничего сложного:
- 1. сначала на стол ставится салфетница;
- 2. затем — горячий напиток (чтобы он успел остыть);
- 3. после этого выкладываются столовые приборы соответственно возрасту (подробнее рассказано ниже);
- 4. завершающий этап — еда.
Разумеется, для разных групп или в зависимости от приема пищи итоговый результат будет отличаться. Так, на обед добавится глубокая тарелка, а малышам не стоит класть ножи и вилки.
Однако общая схема поможет вам сориентироваться и не сделать ошибок.
Что касается полдника и, если это принято в вашем саду, второго завтрака, тут все еще проще:
- На салфетки ставятся небольшие тарелки, справа от них — чашки для напитков;
- По центру размещают корзинку с печеньем или булочками — в зависимости от меню.
СанПиН для ДОУ с изменениями на 2021 год
Однако часть из них рекомендованы к использованию или распространяются на детские сады, построенные или реконструированные после 2013 года.
«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.
В Москве СанПиН должен размещаться на официальных сайтах каждой организации. Полный текст СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с редакцией от 27.08.2015 г.): Новый СанПиН вступил в законную силу в 2013 году.
Он содержит перечень требований и рекомендаций к детским садам. В 2015 году были внесены дополнения: Освобождение от правил СанПиН ДОУ, расположенных в квартирах граждан или других помещениях жилого фонда.
Распространение правил на организации и группы для детей до 3 лет. Возраст воспитанников детсадов может превышать 7 лет, если при достижении несовершеннолетним указанного возраста он не закончил обучение по необходимой программе.
Пример конспекта: подготовка к завтраку, завтрак, подготовка к обеду
Далее вы сможете увидеть пример конспекта о подготовке к завтраку, завтраку и подготовке к обеду
Тема «Подготовка к завтраку»
Вид деятельности: дежурство
Воспитательно-образовательные задачи:
- Укрепить навыки о том, как правильно накрывать стол и сервировать столовые приборы(ложка справа от тарелки, вилка слева), обращаться к няне и воспитателям по имени и отчеству;
- Закреплять знания о необходимости мыть руки перед едой, КГН.
Необходимое оборудование:
- Фартучки для дежурных;
- Столовая посуда;
- Салфетницы.
План работы:
Назначаю ребят, которые дежурят, они надевают специальные фартучки и начинают накрывать столы.
Для лучшего выполнения дежурными своих обязанностей предлагаю им сопровождать сервировку стихами:
Остальные малыши моют руки. Напоминаю детям о том, что в ванной комнате запрещается бегать, шуметь, руки моются обязательно с мылом, кран закрываем плотно, после мытья вытираем руки полотенцем.Перед тем как зайти в умывальную, читаю детям стихотворение, чтобы поднять им настроение:
Тема «Завтрак»
Воспитательно-образовательные задачи:
закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, не чавкать, пищу брать небольшими кусочками, вытирать рот салфеткой, полоскать его после еды; закреплять КГН.
План работы:
Пока дети едят, напоминаю им о том, как себя следует вести: не ставить локти на стол,жевать тихо, не разговаривать. Можно сыграть с детьми в игру, которая потребует использование воображения: пусть каждый придумает, что на хлебе намазано не обычное масло, а шоколадное или в тарелке не простая каша, а каша волшебников. Мотивирую детей докушать все, что лежит на их тарелке. Чтобы привить детям эстетику питания и улучшить аппетит, зачитываю стихотворение:
После еды обязательно напоминаю о необходимости вытереть руки, прополоснуть рот. После еды советую тем, кто не устал — помочь дежурным с уборкой со столов.
Тема «Подготовка к обеду»
Воспитательно-образовательные задачи:
Закрепить знания о КГН ( тщательно мыть руки с мылом перед едой, вытирать насухо их полотенцем).
План работы:
Сначала для улучшения аппетита и обмена веществ выполняем психофизический комплекс Руденко А.С:
- Потянуться вверх (ладони соединить «замком» над головой).
- Погладить живот (по часовой стрелке).
- Сесть за стол с прямой спиной на край стула, ступы стоят на полу.
- Пощёлкать зубами 24 раза.
- Понюхать пищу. Вращать языком во рту.
- Накопленную слюну проглотить медленно.
- Есть медленно, чувствуя вкус, тщательно пережёвывая пищу.
После проведения комплекса играю с ребятами в игру : «А ну-ка в очередь!»: дети становятся во столько колон, сколько умывальников в ванной комнате, количество человек в каждой колоне должно быть одинаковым. После того как дети помыли руки, предлагаю вспомнить им правила поведения за столом в стихотворной форме, пока дежурные накрывают на стол:
После еды вытираем руки салфетками, рот нужно прополоскать.
СанПин для детских садов с изменениями 2021 года
//СанПин для детских садовДабы гарантировать каждому ребенку надлежащие условия ухода и воспитания, а также обеспечения личной безопасности во время пребывания в дошкольных образовательных учреждениях, были разработаны универсальные правила, обязательные к соблюдению каждым детским садом
Такие требования в 2021 году устанавливаются санитарно-эпидемиологическими институтами и оформляются в документ, именуемый СанПин.Внимание!. Популярные материалы раздела
Согласование отступлений от обязательных требований по размещению дома на участке
Российское гражданство для украинцев 2021
Ширина автомобилей для перевозки негабаритных грузов
Как выписывать детей из квартиры
Где менять паспорт в 45 лет в волгограде
Водка продается со скольки
Популярные материалы раздела
Согласование отступлений от обязательных требований по размещению дома на участке
Российское гражданство для украинцев 2021
Ширина автомобилей для перевозки негабаритных грузов
Как выписывать детей из квартиры
Где менять паспорт в 45 лет в волгограде
Водка продается со скольки
Требования к сервировке для средней группы
В этом возрасте дети уже умеют пользоваться вилками, поэтому их стоит добавить на стол. К тому же, можно отказываться от использования детских тарелок — на смену им должны прийти настоящие супницы.
Чуть выше мы показали вам пример оформления стола на четверых человек.
Для малышей это действительно самая разумная рассадка: никто не мешает друг другу.
В группах постарше это уже не обязательно. Поэтому в качестве примера пошаговой сервировки для детского сада мы покажем, как следует действовать для стола в 6-8 человек.
- 1. В первую очередь необходимо поставить хлебницу, накрытую полотняной салфеткой. Рядом с ней — салфетницу. Убедитесь, что их достаточно — на каждый стол нужна своя.
- 2. На полотняные салфетки необходимо разместить тарелки (если это обед — снизу плоская, сверху супница), положить справа вилку и ложку. В этом возрасте детям уже можно давать обычные столовые приборы. А вот с ножами лучше обождать до подготовительной группы — слишком велик риск травмы.
- 3. Расставьте стаканы или чашки. Если подаются горячие напитки, лучше налить их заранее, чтобы дети не обожглись.
- 4. Помните, что суп необходимо разливать непосредственно перед обедом, а горячие блюда подавать по мере съедания первого, так как остывшая еда менее полезна для детей.
Соблюдение правильной последовательности сервировки поможет вам поддерживать порядок в группе.
Кстати, в этом возрасте дети могут начинать дежурить в столовой — разносить салфетки и столовые приборы. Если вы не хотите, чтобы малыши запутались, лучше предложить им наглядную схему.
Мы нашли для вас фото с примером сервировки стола по санпину в 2019 году — стандарт, которого необходимо придерживаться в хорошем детском саду.
Разумеется, это рекомендация, которая может незначительно варьироваться в ту или иную сторону. Однако общие правила, такие как техника гигиены и соблюдения столового этикета обязательны.
Как видите, обед подается в два этапа — второе принесут, только когда дети доедят борщ. Однако чай уже стоит на столе: это связано с привычкой многих малышей запивать даже жидкие блюда.
Отдельное внимание нужно обратить на декорирование: флажки, красивая скатерть, фигурные салфетки. Это помогает акцентировать внимание на столе
В вопросах декора можно проявить фантазию — подробнее об этом читайте чуть ниже.
Особенности сервировки детского стола
Атрибуты для сервировки детского стола приучают ребенка к правильной организации приема пищи и развивают творческие способности.
Например, можно изготовить детские салфетницы для каждого сезона. Делать это нужно вместе с детками. Зимние украсить снежинками, а летние изготовить в форме гриба.
Необходимо создавать с детками схемы или альбомы с определенным алгоритмом действий и порядком расстановки приборов. Такие детские картинки сервировки стола помогут запомнить необходимые детали быстро и надолго.
Дежурным можно придумать яркие фартуки и шапочки. Для этого нужно определенное место – уголок дежурного. Там же находятся график и фотографии дежурных на определенный период. Сделать все это легко своими руками и с привлечением родителей и самих воспитанников.
Ответственные за сервировку столов занимаются не только расстановкой посуды, но и проверяют наличие салфеток на столах и других необходимых аксессуаров. Это не только учит дисциплине, но и способствует развитию мелкой моторики – например, складывание салфеток различными способами.
Прачечная в детском саду по санпин
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст.
1650; 2002, № 1 (ч.1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст.
3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007 № 1 (ч.1), ст. 21; № 1 (ч.1), ст. 29; № 27, ст.
3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст.
6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч.1), ст. 3418; № 30 (ч.2), ст. 3616; № 44, ст.
4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст.
3295; 2004, № 8, ст. 663; № 47, ст.
Базовые требования к детской сервировке
Дети всегда очень подвижны, а потому в первую очередь при сервировке детского праздничного стола необходимо обратить внимание на безопасность. Скатерть должна быть совсем с небольшим свесом
Так ребенок не сможет стянуть ее вместе с посудой вниз.
Есть еще несколько базовых требований к оформлению детского стола:
- скатерть лучше использовать одноразовую;
- посуда подходит небьющаяся, можно также взять одноразовую, пластиковую;
- лучше, если тарелки будут небольшого размера, можно с картинками;
- к напиткам подойдут стаканы с широким дном для устойчивости;
- для конфет, печенья, прочих общих лакомств следует поставить отдельное блюдо.
Сервируя сладкий стол на день рождения, необходимо учитывать количество детей с таким расчетом, чтобы осталось место для свободного передвижения, проведения конкурсов. Размер стола подбирается в зависимости от числа приглашенных гостей. Если позволяет метраж комнаты, то можно организовать две зоны: для родителей и сладкий детский стол.
При сервировке также нужно учитывать расстояние между приборами. Помимо безопасности, важен комфорт: ребенок должен спокойно до всего дотянуться. Декор не должен быть помехой. Чем проще сервирован стол на детский день рождения, тем лучше.
Праздничная сервировка
В предыдущих разделах мы поговорили о том, как правильно накрыть стол для разных возрастных групп детского сада при повседневном режиме, в соответствии с нормами СанПиН. Однако малыши посещают садик и на праздники — как быть, если хочется создать им особую атмосферу?
Мы подобрали несколько идей оригинальной сервировки стола для детей в садике. Надеемся, они вам пригодятся!
Если речь идет о выпускном в подготовительной группе, можно отказаться от горячих блюд по согласованию с родителями. Пирожки, салаты и пирожные в почти взрослом фуршетном формате, несомненно понравятся детям.
Правда, правила расстановки столовых приборов остаются в силе — пользуйтесь рекомендациями, приведенными нами выше.
Хотите создать праздничную атмосферу? Обратите внимание на оригинальный декор. Салфетница необычной формы даже банальному обеду придаст веселое настроение
Выбирайте ее в тон рисунку на тарелках: такой мухомор самостоятельно сделать несложно, но представьте, сколько радости он принесет малышам?
Для старшей группы на праздники можно добавить “взрослые” аксессуары — например, соусник и мисочки с “приправами” зеленью и овощами, которые добавляются в готовые блюда.
Надеемся, наши рекомендации помогут вам освоить искусство правильной сервировки обеденного стола в детском саду. Тем более, что мы собрали для вас не только рекомендации в соответствии с СанПиНами 2019 года, но и советы реальных опытных воспитателей, которые успешно используют их в своей практике.
Праздничная сервировка
В предыдущих разделах мы поговорили о том, как правильно накрыть стол для разных возрастных групп детского сада при повседневном режиме, в соответствии с нормами СанПиН. Однако малыши посещают садик и на праздники — как быть, если хочется создать им особую атмосферу?
Мы подобрали несколько идей оригинальной сервировки стола для детей в садике. Надеемся, они вам пригодятся!
Если речь идет о выпускном в подготовительной группе, можно отказаться от горячих блюд по согласованию с родителями. Пирожки, салаты и пирожные в почти взрослом фуршетном формате, несомненно понравятся детям.
Правда, правила расстановки столовых приборов остаются в силе — пользуйтесь рекомендациями, приведенными нами выше.
Хотите создать праздничную атмосферу? Обратите внимание на оригинальный декор. Салфетница необычной формы даже банальному обеду придаст веселое настроение
Выбирайте ее в тон рисунку на тарелках: такой мухомор самостоятельно сделать несложно, но представьте, сколько радости он принесет малышам?
Для старшей группы на праздники можно добавить “взрослые” аксессуары — например, соусник и мисочки с “приправами” зеленью и овощами, которые добавляются в готовые блюда.
Надеемся, наши рекомендации помогут вам освоить искусство правильной сервировки обеденного стола в детском саду. Тем более, что мы собрали для вас не только рекомендации в соответствии с СанПиНами 2021 года, но и советы реальных опытных воспитателей, которые успешно используют их в своей практике.
Требования к сервировке в младшей группе
Группа для самых маленьких — место, где нужен особый подход. Именно в возрасте трех-четырех лет формируется эстетический вкус, прививаются навыки питания. К тому же, дети еще не слишком умеют координировать движения, а значит, необходимо обеспечить им повышенные уровень безопасности.
1. Посуда для сервировки стола должна быть красивой формы, желательно — с симпатичными яркими рисунками
Важно выбирать легкие ложки и тарелки — малышам сложно управляться с тяжелыми столовыми приборами.
2. При этом учтите, что трехлеткам необходимо давать только ложки, а уже на следующий год можно потихоньку приучать детей к вилкам.
3
Если сервируется завтрак, ужин или полдник на стол на салфетки ставятся десертные тарелки с такими же столовыми приборами — они лучше подойдут маленьким рукам.
4. Справа от них — чашки для напитков на блюдцах. Для младшей группы не стоит использовать стаканы — они быстро разобьются.
5. В обед детям обязательно подают первое блюдо. Лучше выбирать стандартные детские тарелки, а не специальные суповые — они удобнее.
6. На столе обязательно должна стоять хлебница и, если это предусмотрено меню, корзинка для фруктов или печенья.
7. Столовые приборы необходимо положить в конверты из салфеток — так гигиеничнее. Еда насыпается непосредственно перед приходом группы, чтобы не остыла.
Хороший пример сервировки стола — на фото ниже. Красивые полотняные салфеточки, удобная посуда, правильное расположение предметов и даже декорированная салфетница. Согласитесь, малышам приятно покушать в такой обстановке?
Манный пудинг
В средний сотейник влить 3 ст. воды и 1 ст.л. лимонного сока, положить 1 2/3 ст. сахара, 1/4 ст. меда, 3 маленьких палочки корицы, 3-4 целых гвоздики, пятисантиметровый кусочек лимонной цедры. Кипятить 5 минут, затем уменьшить огонь и аккуратно варить.
В другом большом сотейнике на среднем огне разогреть 2/3 ст. растительного масла. Добавить 1,5 ст
манной крупы и готовить, часто помешивая, до того момента, когда зерна начнут поджариваться и приобретут глубокий золотой цвет.
Снять кастрюлю с огня и осторожно подлить туда горячий сироп, из которого предварительно удалить корицу, гвоздику и цедру. Манная крупа начнет шипеть, пениться и брызгаться, поэтому следует быть осторожным, чтобы не обжечься.
Подмешать в смесь 1/4 ст. порубленных грецких орехов и 1/4 ст
изюма, продолжать варить, пока манная крупа не впитает в себя всю жидкость. Плотно закрыть посудину крышкой и дать остыть в стороне 10 минут. Выложить пудинг в порционные формочки. Охладить до комнатной температуры. Перед подачей посыпать молотой корицей.
порубленных грецких орехов и 1/4 ст. изюма, продолжать варить, пока манная крупа не впитает в себя всю жидкость. Плотно закрыть посудину крышкой и дать остыть в стороне 10 минут. Выложить пудинг в порционные формочки. Охладить до комнатной температуры. Перед подачей посыпать молотой корицей.
Гигиена и эстетика питания в детском саду
Все знают, что чистота-залог здоровья, поэтому детям необходимо показывать это на собственном примере. Всегда мойте руки перед едой и после, мотивируя своим примером малышей, ведь лучшим средством от микробов является мыло. Если ребёнок, прежде чем сесть за стол, играл в игрушки, с животными, пользовался туалетом, то, без сомнений, направляйте его в ванную.
Очень важно обучать детей правилам этикета и культуре питания с самого раннего возраста. Именно в детском саду ребёнок учится пользоваться вилкой, ножом,ложкой, учится накрывать стол скатертью, раскладывать салфетки, расставлять нас стол вазочки с цветами или по-своему украшать обеденный стол
Нужно не замечать отмечать приятный внешний вид блюда, запах. Если у ребёнка плохой аппетит, то можно предложить ему воды и уговорить съесть самую белковую часть блюда.
Важным аспектом являются соответствование окружающей обстановке принятию пищи. Не должно быть таких отвлекающих источников, как: громкие разговоры, приказы, музыка, когда приходит время обеда, то ребёнок не должен нервничать или быть в истерике. Нельзя торопить детей во время еды. Обязательно нужно накрывать столы скатертью, детям следует использовать салфетки. не должны вызывать негативные эмоции вид еды на тарелке, а, наоборот, вызывать аппетит. Температура приготовления пищи — 50–60°, чтобы не допустить ожога. Нельзя использовать алюминиевую посуду, лучше, чтобы она была из стекла или фаянса, возможна нержавеющая сталь.
Всегда указывайте детям о том, что нельзя класть локти на стол, после окончания приёма пищи нужно промокнуть рот салфеткой и вытереть руки, из-за стола не стоит выходить с пищей. Ребят старшего возраста можно интересно складывать салфетки (лебедь, кораблик)
Обращать их внимание, что салфетка должна быть выглаженная, свежая, чистая
Никогда не забывайте напоминать детям о том, что во время еды нужно:
- Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;
- Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынет, а не дуть на них;
- Есть беззвучно, а не чавкать;
- Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;
- Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;
- Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.
Правильная посуда в детском саду по СанПин
Требованияк кухонному инвентарю.
- Употребление столовых приборов из нержавеющей стали.
- Использование чашек и тарелок, изготовленных из натуральных материалов: фарфора или фаянса.
- Отсутствие сколов, трещин на кухонных предметах.
- Применение отдельных комплектов посуды для каждой группы детей.
Этапы очищения кухонных предметов:
- очищение от остатков пищи;
- мытье в воде специальной губкой (щеткой) при температуре 50°C с добавлением соды или моющих средств;
- обмывание чистой горячей водой при температуре 80°C;
- сушка на полках.
Для мытья кухонных предметов используется специальная ванна с наличием горячей и холодной воды. Подробнее о процессе мытья столовых принадлежностей можно узнать из статьи»Мытье посуды в детском саду по СанПин».
Специальные металлические резервуары для столовых приборов тоже подвергаются обработке моющими средствами. Ложки и вилки, помещаются в отсеки ручками вверх.
ВАЖНО!Для персонала детского сада предназначена отдельная посуда. Доски, используемые для приготовления блюд должны быть гладкими и без зазоров
Попадание пищи в трещины может привести к размножению микроорганизмов
Доски, используемые для приготовления блюд должны быть гладкими и без зазоров. Попадание пищи в трещины может привести к размножению микроорганизмов.
Какая в детских садах посуда?Недопустимо использование пластмассовой, алюминиевой кухонной утвари. Такие материалы вредны для здоровья. Поверхность алюминиевых столовых предметов может вступать в реакцию с кислыми продуктами, образуя вредные соединения.
Пластик при термической обработке, а также при взаимодействии смоющими средствами и щелочью выделяет токсичные вещества (ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Выбор моющего средства для мытья детской посуды).При возникновении инфекционных заболеванийвесь кухонный инвентарь обрабатывается в дезинфицирующих растворах.
Обработка бутылочек в ясельных группах осуществляется в несколько этапов (ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Стерилизатор для мытья детской посуды дома, нужен ли):
- Очищение остатков пищи ершиком с помощью воды и моющего средства.
- Кипячение в течение 15 минут или стерилизация в автоклаве 45 минут.
СПРАВКА!Автоклав – аппарат для обеспечения высокого уровня дезинфекции, благодаря обработке влажным паром. Широко используется в медицинских учреждениях.
- Промывание, кипячение и сушка ершиков.
- Промывание сосок в воде, вымачивание в содовом растворе в течение 15 минут.
- Повторная обработка сосок чистой водой, кипячение 3 минуты.
Все чистые и высушенные предметы хранят в эмалированных емкостях.ВНИМАНИЕ!Трещины на посуде – места скопления микробов!
Сервировка стола для старшей группы
Выпускная или, как ее еще называют, подготовительная группа детского сада считается уже совсем взрослой. Еще бы, почти школьники! Дети уже принимают участие в накрывании стола практически наравне с воспитателями — они полностью его сервируют, за исключением подачи блюд.
Кроме того, список столовых приборов расширяются — появляется целых два ножа: для еды и для масла. Разумеется, перед тем, как переходить к новой сервировке необходимо переговорить с родителями — убедитесь, что все дети знают, как ими пользоваться.
- 1. Как и ранее, на стол ставится хлебница и корзина для фруктов, если они предусмотрены в меню.
- 2. Однако теперь добавляется новый предмет — масленка со столовым ножом. Лучше выставить ее вместе с маслом, чтобы оно успело размягчится — твердую субстанцию детям будет сложно намазывать на хлеб.
- 3. Приборы кладутся на стол в таком порядке: нож и ложка справа от тарелки, вилка — слева. Если вы знаете, что в группе есть левша, учитывайте это при рассадке. Дети еще плохо координируют движения и могут возникнуть неприятные ситуации.
- 4. В этом возрасте уже можно переходить на взрослую посуду: полноразмерные миски, стаканы.
- 5. Так как дети начинают пользоваться ножами, вам следует проследить, чтобы всем хватало места — на ребенка должно приходится около 50 сантиметров за столе. Конечно, и младшим не должно быть тесно — однако в этом случае меньшее пространство может быть опасно.
- 6. Остальные рекомендации аналогичны предыдущим разделам этой статьи.
В итоге вы должны получить примерно такой вид:
Как видите, сервировка простая, но удобная для каждого, сидящего за столом. Она полностью соответствует правилам санпина и помогает поддерживать порядок в группе во время приема пищи.
Советы и рекомендации воспитателям
Для того чтобы дети активно принимали участие в сервировке стола, воспитателям рекомендуют ежедневно устраивать дежурства среди ребятишек. Для этого заводят специальный уголок, в котором пишут график помощи нянечке. Очень оригинально надевать на дежурных фартучки или другие отличительные знаки.
Воспитателям необходимо лояльно относится к малышам, даже если у них что-то не получается. Не стоит на них кричать или ругать. Они еще малы, поэтому не могут все делать правильно. Только ласковое обращение и разъяснение привьют им желание быть лучшими и выполнять все верно.
Сервировка приборов развивает мелкую моторику, малыш начинает понимать понятия «право» и «лево». В старших группах воспитатели позволяют детям самостоятельно накрывать на стол.